18+

Личный кабинет

ВойтиРегистрация
/20.12.2006/Мой ребенок

Слово пальчикам!

Исследователи пришли к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребёнка. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи - тоже в пределах нормы. И проверка на большом количестве детей показала, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни поводят следующие пробы: просят ребенка показать один пальчик, два, сделать «козу», «корову». И дети, которым удаются изолированные движения пальцев рук – говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе – не говорящие.

В чем заключается связь движений пальцев рук и речи? Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично рассуждать, у него хорошо развито внимание, память, связная речь, сформированы графические навыки.

Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это плетение, лепка, нанизывание на нитку, шнуровка, конструирование, мозаика, вырезание из бумаги и картона, рисование различных узоров. При выполнении всех видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту. Эти три пальца и смежная с ними зона ладони составляют так называемую «социальную зону руки». В привычном наборе используются движения сжатия, лишь изредка - растяжения и почти никогда - расслабления. Этот «перекос» приводит к повышению тонуса пальцев ребёнка.

Упражнения «пальчикового игротренинга» должны быть построены таким образом: сочетание сжатия, растяжения, сопротивления, расслабления кисти; использование изолированных движений каждого из пальцев.

1. В первые месяцы в работе с грудничком по развитию мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика:

  • Массаж ладошек от центра к каждому пальчику; ­ потряхивание ладошки; прищипывающие движения.
  • Используем «рукавичку – ёжика» или колючий массажный мячик. Прокатываем мячик между ладошками, ­ от центра ладони к каждому пальчику; прикасаемся поверхностью кисти к ладошке, локотку, предплечью, вызывая положительные эмоции малыша.
  • Вспомним фольклор: «Сорока – ворона», «Бабка баньку топит»… Эти упражнения отвечают всем принципам «правильной» гимнастики!
  • Элементы криотерапии (лечение льдом): когда ребенок купается в ванной – он нагрет, расслаблен. В этот момент кусочком льда точечно, посекундно проведите по ладошке к каждому пальчику.

2. Когда ребёнок научится сидеть, предлагаем работу с различными поверхностями. По шероховатой, гладкой, твердой или мягкой поверхности проводим ладошкой, ­ рисуем узоры правой, левой руками: сначала пятью, четырьмя, тремя, двумя пальчиками, ­ рисуем кулачками.

3. Позже можно предложить детям так называемый «пальчиковый бассейн». Это коробка, ведерко или небольшой тазик, наполненный фасолью, грецкими орешками или фундуком в скорлупе. Опускаем руку ребенка в «бассейн» и просим то открывать, то закрывать ладошку.­ Пересыпаем из ладошки в ладошку.

4. Работа с крупой тоже приносит свои плоды. Манку и гречку рассыпаем тонкими слоями на подносе. Рисуем левой и правой руками, каждым пальчиком в отдельности геометрические фигуры, палочки, спиральки. В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде в виде восьмерки или соединяющие три пальчика в щепоть, они усиливают двигательную кинестезию, способствуют наращиванию мышц, формируют ритм движений. С этой же целью используются прищепки, заколки для волос (наряжаем куклу).

Главное - превратить обучение в интересную игру.

Занятия должны выполняться в утренние часы или после дневного сна и длиться не более 15–­20 минут.

Статья из журнала «Сибирёнок», июль 2006

 

к списку статей

0.0096