18+

Личный кабинет

ВойтиРегистрация
/07.08.2014/Мой ребенок

Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

 
"Лабиринт" продолжает цикл летних акций (http://www.labirint.ru/news/9587/?point=ppt8 ) для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы "открываем" для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю будет действовать дополнительная скидка 8% на его книги. Срок действия скидки – с понедельника по воскресенье.
 
Отец и сын Чарушины (http://www.labirint.ru/evgeniy-i-nikita-charushiny/?point=ppt8 ) – художники, посвятившие себя графике, в особенности – детской анималистической иллюстрации. Благодаря династии Чарушиных существует множество чудесных книжек для малышей, рассказывающих о самых разных животных: и диких, и домашних, и экзотических.
 
 
Евгений Чарушин (http://www.labirint.ru/authors/14051/?point=ppt8 ) – наверное, первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки, Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Благодаря точности и достоверности линии Чарушина и одновременно ее легкости, у малышей, только познающих мир, сразу складывается представление о каждом живом существе. Пойманный художником образ, запечатленный на страницах любимой детской книжки, сохранится на долгие годы.
 
Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в семье архитектора. С детства он рисовал, по его собственным словам, "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях". В огромном саду у дома жило множество животных и птиц – настоящий домашний зоопарк. За всеми ними маленький Женя Чарушин ухаживал и наблюдал. А любимой его книгой стала "Жизнь животных" А. Э. Брэма, которая увлекла его больше любой подростковой приключенческой литературы.
 
Любовь и внимательность к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет маленький щенок. Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в незнакомый мир, свойственные детскому восприятию, сохранились и в более поздних его работах – поэтому они так трогают и увлекают.
 
Первые книжные иллюстрации Евгений Чарушин нарисовал к рассказу Бианки "Мурзук". Один из этих рисунков был приобретен Государственной Третьяковской галереей. С этого момента началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы. До войны он проиллюстрировал более двух десятков книг для детей, а после – не только рисовал, но и занимался фарфоровой пластикой и скульптурой. Но животный мир оставался главной темой его работ. Последней книгой, проиллюстрированной им, стали "Детки в клетке" Маршака. В 1965 году, посмертно, Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
 
Евгений Чарушин писал и сам. Он начал творить по совету Маршака, а о его рассказах тепло отзывался Максим Горький. Рассказы эти сохранили свежесть детского взгляда; простого, ясного восприятия жизни; доброту, которая так важна для маленьких читателей. "Птенцы", "Две мышки", "Волчишко", рассказы про Тюпу и Томку (http://www.labirint.ru/books/31291/?point=ppt8  ) – немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им. Их можно назвать "научными сказками" – они пронизаны сказочной поэтикой, но основаны на точных и любовных наблюдениях. И в слове, и в графике Чарушин работает с образом ярким, объемным, живым, полным мелочей и деталей.
 
 
Его сын, Никита Евгеньевич Чарушин (http://www.labirint.ru/authors/91175/?point=ppt8  ), тоже посвятил себя анималистической детской книге. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир – творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь.
 
Рассказы Бианки, Соколова-Микитова, Сладкова, Киплинга с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских и международных конкурсах не случайно. Никита Чарушин видел в природе удивительную пластику, отразить которую в творчестве – и есть высочайшее мастерство. На его рисунках животные не покидают свою среду: даже отмеченные штрихами, деревья, травы, листья все равно присутствуют. Природа гармонична, присматриваясь к ней, не найдешь изъянов ни в чем: ни в пестром окрасе перьев, ни во мхе, покрывающем кору деревьев.
 
Никита Чарушин никогда не придает зверям и птицам человеческие черты, не пытается изменить их природу в угоду сюжету. Его рисунки основаны на наблюдении за природой, а характер животного и его повадки можно понять с первого взгляда. Медведь, вразвалку выбирающийся на поляну из леса, или стремительная, опасная, гибкая рысь, замершая на сломанном дереве – каждый рисунок показывает кусочек большого мира. Для художника крайне важно было соединить познавательность и художественную образность, показать, как многообразен мир, как много в нем деталей.
 
 
Чарушины – не устаревающие художники, их не перестают переиздавать, ведь их иллюстрации – одни из самых ясных и точных представлений мира природы для тех, кто только делает первые шаги в его познании. Животный мир не подвержен изменениям так, как человеческая цивилизация, хотя все больше современных детей никогда не видели индюшек и поросят так же близко, как Женя Чарушин в детстве. А Никита Чарушин обращается и к экзотической природе ("Сказки с далеких берегов" http://www.labirint.ru/books/392772/?point=ppt8  Киплинга), и к родной ("Кто о чем поет" http://www.labirint.ru/books/402752/?point=ppt8  Бианки), и всегда его рисунки позволяют, как живых, представить обитателей того или иного края, зверей и птиц. Но главным остается чувство любви, вложенное в каждый штрих, каждую линию их рисунков.
 
 
Дарья Бухарова
Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру
 
 

    

 

к списку статей

0.0237